Грейвс — Coll — C

Девятое дерево — орешник во время сбора орехов. В кельтских легендах орех символизирует средоточие мудрости: нечто вкусное, емкое, питательное, заключенное в твердую скорлупу, как мы говорим: This is the matter in a nut-shell — «Вот вкратце и все» (досл. «Вот суть дела в ореховой скорлупе»). В «Dinnshenchas» Реннеса, одном из самых важных и древних трудов по топографии Ирландии, описывается прекрасный источник Коннла близ Типперери. Над ним росли девять орешников поэзии, дающих одновременно цветы и плоды (то есть красоту и мудрость). Орехи падали в источник, и их поедали там лососи, причем, сколько орехов они проглатывали, столько ярких пятен появлялось у рыб на чешуе. Как уже говорилось, в «Сказании о Фионне», чье имя принял Гвион, всякое познание в науках и искусствах связано с поеданием этих орехов. В Англии вплоть до XVII века с помощью вилкообразной ореховой ветки искали не только клады и труднодоступные источники, как сейчас, но и виновных в убийстве и воровстве. В «Книге св. Альбана» (издание 1496 года) дается рецепт, как стать невидимым. Для этого вовсе не обязательно есть семена папоротника, достаточно взять в руки ореховую палку в полтора фасома [5] длиной с воткнутой в нее зеленой веточкой орешника.

Буква Coll обозначает у бардов цифру 9: это священное число Муз, к тому же орешник начинает плодоносить через девять лет. Орешник почитали как Bile Ratha, «досточтимое дерево крепости» — той самой крепости, в которой обитает Aes Sidhe поэзии. От него происходит и имя бога Маккола («сын орешника»), одного из трех древних царей Ирландии, о чем рассказывает «История Ирландии» Китинга. Его братьев звали Маккихт («сын плуга») и Макгрейн («сын Солнца»). Братья сыграли тройную свадьбу с Тройственной Богиней Ирландии — Эйре, Фодлой и Банбой. Поначалу кажется, что это предание о том, как патриархальные пришельцы сокрушили систему Матриархата. Но поскольку Грейне (Солнце) была не богом, а Богиней, а земледелием и мудростью ведала Тройственная Богиня, становится очевидным, что пришельцы поклонялись Тройственной Богине и перенесли свою сыновнюю привязанность к Ней на Тройственную Богиню новой земли.

Из легенды фениев о Старой истекающей лещине оказывается, что это дерево мудрости можно использовать для разрушения. Орешник сочился ядовитым молоком, на нем не было листвы, в его ветвях обитали грифы и вороны, птицы ворожбы. Он был расщеплен надвое после того, как в развилку дерева поместили голову мертвого бога Балора, а когда Фионн сделал из орешника щит, от его вредоносных испарений враги падали замертво тысячами. Ореховый щит Фионна — символ стихотворения, несущего проклятие. Выражение Гвиона из «Cad Goddeu» «…орешник судиею» связано с представлением о нем как о дереве герольдов-друидов: в древности ирландские герольды носили белый ореховый жезл. Орешник — дерево мудрости; его месяц продолжается с 5 августа по 1 сентября.

(с) Роберт Грейвс — «Белая Богиня»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s