История

Путник встречает на дороге трех мертвецов и они говорят ему: «Мы были тем, кто ты сейчас; мы — те, кем ты станешь».

Мы не можем знать всего, что происходило в голове первого создателя козырей Таро, но можем найти подсказки в искусстве того времени.

Добрая часть населения Европы исповедовала христианство и имела скрытую тягу к эзотерике, мрачную и болезненную, как это видно во многих произведениях жанра Danse Macabre (Пляска Смерти) или memento mori.

Memento mori — жанр, популярный в Средние Века. Центральными персонажами его были смерть, трупы, ангелы, скелеты и так далее, а главной задачей — напоминание о смертности; Memento mori и означает «помни о смерти».

В жанре Danse Macabre выполнялись иллюстрации, картины, фрески и литературные произведения, Смерть выступала в них в виде танцующего трупа или скелета, зазывающего людей в эту пляску — прямиком в раскрытую уже могилу. Смерть зовет всех: младенцев и девушек, купцов, королей и даже Римского Папу; не имеет значения, кем они были и что они чувствовали, завершили или нет свои дела, насколько знатны и добры они были; если пришло их время, за ними придет Смерть.

Перед Смертью и в могиле все равны. Человек рождается на этот свет голым и уходит, не имея ничего; смерть неизбежна и безжалостна.

Memento mori, Пляска Смерти, другие мрачные образчики искусства средних веков и, возможно, даже Таро, призваны служить напоминанием, что каждый должен быть в любой момент готов к приходу Смерти.

Период между 1300 и 1400 годами был тяжелым временем, сопровождавшимся перенаселением, голодом, Столетней войной, политическими, социальными и религиозными потрясениями и Черной смертью, несколькими волнами прокатившейся по Европе. В результате в танец со смертью были втянуты две трети населения.

Смерть:

Господин император, теперь мы должны плясать.

Император:

О смерть, уродливое создание.
Ты изменяешь все мое существо.
Я был мощен и богат,
Выше всех поднялась моя власть,
Короли, князья и господа —
Все должны были меня приветствовать и прославлять.
И вот приходишь ты, ужасное явление,
Чтобы сделать из меня пищу для червей.

Смерть: 

Ты был коронован, ты должен это понять,
Чтобы защищать и охранять
Свою церковь христианства
Мечом справедливости,
Но придворная жизнь тебя ослепила,
Так что ты и себя не стал узнавать.
Мое прибытие не вмещается в твои понятия. 

В тех же условиях были созданы и 22 козыря Таро, которые  почти идентичны персонажам в Пляске Смерти. Обстоятельства могли дать ощущение того, что Бог играет с людскими жизнями, настолько низко оценивая их, неудивительно, что культура и искусство того времени пронизаны черным юмором, болезненностью и навязчивыми идеями смерти.

«… в стенах города Флоренции умерло, как полагают, около ста тысяч человек, тогда как до этой смертности, вероятно, и не предполагали, что в городе было столько жителей… Сколько крепких мужчин, красивых женщин, прекрасных юношей, которых, не то что кто-либо другой, но Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы вполне здоровыми, утром обедали с родными, товарищами и друзьями, а на следующий вечер ужинали со своими предками на том свете!

… надежда либо нищета побуждали их чаще всего не покидать своих домов и соседства; заболевая ежедневно тысячами, не получая ни ухода, ни помощи ни в чем, они умирали почти без изъятия. Многие кончались днем или ночью на улице; иные, хотя и умирали в домах, давали о том знать соседям не иначе, как запахом своих разлагавшихся тел. И теми и другими умиравшими повсюду все было полно… Так как для большого количества тел, которые, как сказано, каждый день и почти каждый час свозились к каждой церкви, не хватало освященной для погребения земли, особливо если бы по старому обычаю всякому захотели отводить особое место, то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы». 

Джованни Бокаччо «Декамерон» / перевод Н.М.Любимова

Но есть и значительное отличие Таро от Пляски Смерти. В Пляске Смерти Смерть венчает иерархию, и избежать ее невозможно, но в Таро структура продолжается и после Смерти, включает такие сущности как Солнце, Луна, Дьявол и понятие Спасения. Таким образом, в Таро есть надежда на существование жизни после смерти, и на то, что есть нечто большее, чем жизнь и смерть.

________________________________________________

Примечания:

1Отрывок из «Любекской Пляски Смерти» автор перевода неизвестен

Перевод (с) Min

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s