Курица. Тотемическое и символическое значение

kury_kurica_pticy_54231344362

Ключевое свойство: плодовитость и жертвенность.

Период активности: круглый год / рассвет.

Считается, что домашние куры произошли от диких банкивских кур (Gallus gallus), обитающих в Азии. Помимо банкивской, или красной джунглевой, курицы в род гребенчатых кур (Gallus) входят ещё три вида: серая джунглевая курица (Gallus sonnerati), цейлонская джунглевая курица (Gallus lafayettei) и зелёная джунглевая курица (Gallus varius). Дикие представители рода населяют территорию Индии, Индокитая, южного Китая, Индонезии и Филиппин.

Куры относятся к семейству фазановых, таким образом изучение диких фазанов будет полезным и даст дополнительную информацию.

Куры ассоциируются с плодовитостью, так как способны нести яйца гораздо чаще других птиц. Также куриные перья использовались для набивки постельных принадлежностей, а постель является основным местом сексуальной активности.

Еще одним качеством имеющим отношение к курам является жертвенность. Издавна их использовали в ритуалах жертвоприношений. При этом нужно помнить, что жертвенность связана с древним таинством взаимодействия полов. В процессе оплодотворения мужское семя приносится в жертву для оплодотворения яйцеклетки. Эякуляция — это маленькая смерть. Об этом было известно даже во времена Шекспира, в пьесах которого слово «die» имело грубый двойной смысл.

С яйцами и курицами были связаны различные формы гадания. Считалось, что если курица снесла четное количество яиц, то это сулит несчастье. Яйца снесенные в Великую пятницу, гарантировали плодовитость во всех сферах жизни. Обращение к различным божествам сопровождалось бросанием кур зерна. Если куры ели плохо, это означало, что божества сердятся.

Домашняя курица имеет другое символическое значение, нежели петух, и является прообразом матери. «Как курица-наседка служит для защиты молодых и не позволяет приблизиться никому, кто мог бы нарушить их покой: и так, кто может сидеть в безопасности под защитой всевышнего, тому не мешает спор, нужда и бедствие» (Гольберг, 1647).

Курица — воплощение всепрощающей любви (И. Босхиус,1702 г.)

«Любовь делает меня бесстрашной». Символ родительской любви, которая может изменить природу. Боязливая по натуре курица, становится героиней, защищая своё потомство. Она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам. Прилежная наседка в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» выражает грамматику, требующую немалого усидчивого умственного корпения.

По древним священным верованиям куриная кровь могла сдерживать сильно разросшееся племя (сдерживает обуревающие половые инстинкты).

В то время как в африканских женских праздниках посвящения куры играют роль душеприказчика, у европейцев господствует представление о «глупой курице», что связано также с толкованием психолого-подсознательной символики снов. Курицы означают здесь «экстравертный, духовно бедный коллективизм. Они часто впадают в глупую маленькую панику, так же как дико скачущие друг на друга мысли таких людей… Это вещь, которая мечтателем считается слишком важной, приличной в своей малости и показывающей свою тревогу» (Аеппли).

«Слепая», «глупая», «безрассудная» курица обыденной речи в сказках, однако, может «нести золотые яйца».

В сказаниях курица, сидящая на яйцах, зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища (в том числе подземные богатства).

В Южном Китае курица (дзи) выступает в роли творца: черная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди. Кровь черной курицы способна отгонять злых духов.

________________________________________________

Если курица перестает нестись или заболевает, то виновником этого считают дворового или кикимору. «Очень часто кикимора выщипывает у кур перья. Чтобы кикиморы не вредили курам, вешают под куриной нашестью лоскутья кумача, горлышко от разбитого глиняного умывальника или же, наконец, «куричьяго бога». «Куричий бог» — это камень, нередко попадающийся на полях с одною или несколькими сквозными дырочками» (Полесье).

Убитая сорока служит оберегом домашней птицы. В Полесье ее вывешивают на дворе для защиты цыплят от сорок и других хищных птиц. В Гродненской губернии перья убитой в первый день марта сороки кладут под курицу, сидящую на яйцах, чтобы уберечь ее от сглаза. У болгар существует поверье, что сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее вешают около курятника или в качестве оберега используют сорочьи перья и желудок.

В Македонии для защиты скота от волков крестьяне в канун праздника св. Мартина рубят на пороге дома голову черной курице, окропляют ее кровью порог или рисуют ее головой крест над дверями. Обезглавленную курицу оставляют здесь на всю ночь, утром ощипывают и съедают, а голову трижды продевают сквозь узел очажной цепи и подвешивают к ней на нитке, вкладывая в клюв по одному волоску от каждого животного в хозяйстве. Потом истолченную голову дают съесть скоту.

«Если кто-то внесет в дом новобрачных курицу и заставит прокричать ее петухом, это будет добрый знак для молодой семьи» (Йоркшир, Великобритания)

«Свистящая женщина и курица, которая кричит петухом — два самых больших несчастья на свете» (Великобританиях: Корнуолл, Нормандия)

Если курица запела петухом, то в русских деревнях это считается крайне неблагоприятным признаком, — в семье кто-то умрет. Но такую курицу рубят не всегда. Курицу ловят и начинают ею мерить избу от стены к противоположному порогу, переворачивая птицу через голову. Если она оказалась на пороге головой, ей рубят голову, если же хвостом, то отрубают хвост и отпускают.

«Кто ступит на место, на котором волк зарезал козу, или где собака скребла лапами, или где был зарезан петух, у того будет чесаться тело» (Могилевский уезд)

«Куры в пыли купаются — к дождю» (повсеместно)

«Курица, встреченная весной натощак, сулит тоску в течение всего года» (Закарпатье)

А.В. Гура, известный русский этнограф, приводит объяснение жителей Полесья о причинах придания курице еврейской символики: «В Волынском Полесье куропатке, как и удоду, присуща еврейская символика. В Ковельском р-не Волынской обл. ее называют «єврейська курка». Народная легенда так объясняет это название: «Як Мойсей євреїв виводив з Єгипту», им нечего было есть. Голодные евреи кричали: «Нам мясо треба!» Тогда «так Бог зробив, що налетіли куріпки та перепели», и люди стали есть этих птиц. «И того вона називається єврейська курка». Поэтому евреи охотно покупают на базаре этих птиц и употребляют их в пищу. Согласно поверью, «Колись жид казав: як не буде куріпок, то й жидів не буде».

________________________________________________

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s